Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №51

 

Принято                                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕН:________________________

Решением педагогического совета                                                                                                            Заведующий МБДОУ детским садом № 51

МБДОУ детского сада № 51                                                                                                                      О.С. Тимошенкова

Протокол № от «___» 2018 года                                                                                                                Приказ №71 - од от23.11.2018 года

 

 

 

 

Проект: «Развитие поисково – исследовательской

деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

«Лаборатория Почемучек»


 

 

 

 

 

Разработала: Воспитатель Алибекова Д.К.

 

 

 

г. Новочеркасск

 

Актуальность проекта.

 

 

  • сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. В этот период происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Самый простой и понятный способ рассказать о том или ином действии - показать, как это происходит. Именно поэтому экспериментальная деятельность в детском саду очень важна для дошкольников .

Экспериментальная деятельность в детском саду проходить в сочетании с различными формами образования. Таким образом, ребенок должен не только смотреть на то, что делает воспитатель. Он должен услышать, почему это необходимо, что это может изменить то, как происходят те или иные действия.

Экспериментальная деятельность не должна быть сложной, проходить через использование дорогостоящего оборудования. Для этого достаточно взять простые вещи, которые всегда под рукой. Дети могут показать эксперимент с водой: в каких состояниях она может быть - жидкой, замороженной и парообразной.

Экспериментальная и экспериментальная деятельность в ДОУ не должна быть строго ограничена какими-то рамками. Воспитатель может просто спросить у детей, чем они заинтересованы, поделятся с детьми планами на следующий урок. Только так дети могут без проблем заинтересоваться и включиться в образовательный процесс.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

 

 

Цель: развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента;
  • Развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы).
  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;
  • Развитие умственных способностей:

- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

Предполагаемый результат

Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.

 

Актуальность:

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я пришла к выводу о том, что необходимо изучить метод экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с внедрением новых федеральных государственных требования к структуре основной общеобразовательной программы, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

 

НАЗВАНИЕ

«Развитие поисково – исследовательской

деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Лаборатория Почемучек.

Руководитель проекта

Воспитатель МБДОУ д/с №51 Алибекова Джаанет Киниязовна

Возраст воспитанников

Дети средней группы

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Вид проекта

Исследовательский

 

Срок реализации проекта

Один год

База реализации проекта

МБДОУ д/с № 51, средняя группа

Методы и технологии реализации проекта

 

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

 

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Фронтальные занятия;
  • Наблюдения в природе;
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • Беседы по теме эксперимента;
  • Целевая прогулка.

Материалы

  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты.
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Клеенчатые передники, полотенца.

 

 

 

Этапы реализации проекта.

1 Этап: Подготовительно-проектировочный

  • Подбор материала, литературы по теме проекта.
  • Планирование работы с детьми и сотрудничество с родителями.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды
  • Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

 

2. Этап: Практический

  • Проведение родительских собраний, консультаций, лекций для родителей;
  • Чтение литературы, знакомство с правилами безопасности
  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
  • Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

3. Этап : Обобщающий – результативный

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
  • Обобщение результатов работы и их анализ (в форме презентации)
  • Показ совместной деятельности с детьми для педагогов ДОУ
  • Итоговая диагностика детей, их умений и навыков;

 

Материалы:

  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Клеенчатые передники, полотенца.

 

Диагностика

В ноябре в группе была проведена диагностика уровня знаний характерных особенностей объектов неживой природы, использовались вопросы к детям о свойствах и качествах воды, песка, камней, воздуха. (см. Мониторинг стр.22 и Таблицу №1)

Усвоили полностью - 6%, усвоили частично – 56%, не усвоили – 38%

 

После проведения диагностики, в результате наблюдения и бесед, определила причину низкой потребности детей в экспериментировании:

  • Дети малоактивны в выдвижении идей;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого;
  • Познавательный интерес неустойчивый.

 

  • что в основном дети имеют средний и низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес неустойчив. Они не всегда понимают проблему. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, затрудняются сделать вывод, рассуждения формальны. Стремление к самостоятельности не выражено, нет устойчивого интереса. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию познавательного интереса у детей. Таким образом, на основе диагностического изучения детей разработала перспективный план работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность для старших дошкольников.

Ожидаемый результат перспективного плана:

  • Повышение познавательной активности через экспериментальную деятельность.

Литература

1. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.