Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №51

 

 

 

 

Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Алибекова Д.К.

 

 

Введение

Однажды, гуляя в детском саду, я поймал на варежку снежинку… Она удивила меня. Снежинки правильные, похожи на шестиугольники и пятиугольники, на звездочки и цветочки. Эти фигурки образовались сами, без помощи человека. И называются они кристаллами. Оказалось, что снег – это кристаллики замерзшей воды.

Позже мама рассказала мне, что кристаллы окружают нас повсюду: многие вещества и твердые тела, которые мы используем в быту и которые окружают нас, относятся к кристаллам. Также я узнал, что тела, окружающие нас могут быть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Мы прочитали с мамой сказки о кристаллах: «Снежная королева» и «Серебряное копытце». В сказке «Серебряное копытце» волшебный козлик высекал копытцем драгоценные камни. Снежная Королева в сказке Андерсена заставляла Кая складывать из льдин правильные геометрические фигуры, чтобы он забыл о теплых человеческих чувствах. Значит от холодного порядка очень далеко до живой природы. Даже если кристаллы очень тесно связаны с нашей жизнью, но все же кристалл служит символом неживой природы.

Я просмотрел много презентаций про кристаллы. Мне стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема моего исследования: «Как вырастить кристаллы?». Позже я узнал, что кристаллы можно получить самому.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль и сахар.

Для достижения цели мы должны были решить следующие задачи:

  1. Узнать из различных источников:
  • Что такое кристалл
  • Где встречаются кристаллы в природе
  • Как можно вырастить кристаллы в домашних условиях
  • познакомиться со способами выращивания кристаллов;
  • провести наблюдения за процессом образования кристаллов (кристаллизации);
  • выработать рекомендации по выращиванию кристаллов для проведения занятия в детском саду.
  1. Собрать свою коллекцию кристаллов

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в совместной работе взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.

Цель исследовательской работы: выращивание кристаллов поваренной соли и сахара в группе детского сада.

Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, ИКТ, изучение литературы, рассматривание иллюстраций, рассматривание бижутерии из искусственных камней.

Основная часть

Я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать и собирать коллекции. И я захотел свою коллекцию «кристаллов». Чтобы понять, что такое кристалл, я захотел сам вырастить кристалл. Так начались мои первые шаги в науку.

Конечно, мне в этом помогали взрослые. Прочитав в книжках, как это делается, мы долгое время трудились над выращиванием кристаллов.

Для того, чтобы вырастить кристалл нужны:

    1. Вода
    2. Реактивы (соль, сахар)
    3. Чистые стаканы
    4. Затравка (нить или палочка)
    5. Красители, если хочется получить цветные кристаллы.

Мы растворили в стакане с горячей водой соль так, чтобы вода не могла всего растворить, то есть на дне оставалась соль. Потом поставили на холод и заметили, что количество осадка увеличилось. Через некоторое время мы слили раствор в стаканы и поставили на подоконник, накрыв салфеткой. На следующее утро мы наблюдали, что на дне стаканов выпал осадок маленьких кристалликов: одни маленькие, другие побольше. Мы слили растворы, выбрали наиболее крупные кристаллики и вытерли их мягкой промокательной бумагой. Потом помыли стаканы и вновь налили в них тот же раствор и положили на дно отобранные кристаллики.

Также опустили в раствор ниточку, чтобы она оригинально покрылась кристаллами.

То же самое мы проделали с сахаром. Только воду доводили до кипения и поставили в теплое место, чтобы раствор остывал медленно. Но кристаллы сахара растут очень долго. Но все же нам удалось с большим трудом вырастить крупный кристалл сахара. Мама научила меня сделать быстрее, налить раствор в блюдце. Там вода быстрее испарилась, и на дне образовались кристаллики.

На протяжении всего эксперимента мы постоянно сливали раствор, убирали лишние образовавшиеся кристаллики и продолжали выращивать наш кристалл.

Так росли на моих глазах кристаллы, я каждый день следил за их ростом и изучал целый мир явлений кристаллизации.

Но в начале наших исследований мы совершили ошибку. Мои кристаллики достигли больших размеров, но мы не усмотрели, и температура воздуха в комнате увеличивалась вследствие включения отопления и кристаллы растаяли. Тогда мы поняли, что температуру нужно поддерживать постоянную и достаточно низкую. Дальше все пошло лучше.

Также я заметил, что кристаллики сахара отличаются от кристалликов соли. Кристаллики Соли похожи на кубики, а кристаллы сахара не такие.

Выводы:

  1. Кристаллы окружают нас повсюду.
  2. Кристаллы можно растить в домашних условиях.
  3. Можно вырастить кристаллы разных форм и цветов.
  4. Из тарелки вода испарится быстрее, чем из стакана.
  5. В теплом месте кристаллы сахара растут быстрее чем в прохладном.
  6. Кристаллы соли в прохладном месте растут быстрее чем в теплом.
  7. Нельзя допускать попадания пыли и мусора в раствор
  8. Раствор периодически нужно обновлять, а кристаллики без причины доставать нельзя из раствора.

Я обязательно поделюсь своими исследованиями в саду.

Целый новый мир открывается перед исследователями кристаллов, вот почему необходимо углубиться в изучение роста кристаллов, кристаллизовать разные соли, задумывать разные опыты и каждый день заботиться о своих питомцах и проникать в великие законы мира – законы кристалла.

 

 

Литература:

  1. Журнал «Вокруг Света» №1 январь 2011г.
  2. Журнал ««Минералы – сокровища земли».
  3. Телепередача «Мир знаний» на телеканале «Бибигон».
  4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.
  5. Бурыкина, Марина Юрьевна. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста / М. Ю. Бурыкина ; Информ.-метод. центр отд. образования администрации и г.Брянска. - Брянск : Изд. товарищество "Дебрянск", 1995. - 40,[1] с.
  6. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.
  7. Белов Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.- Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.
  8. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго.- М.: РОСМЭН, 2011 г.- 240 с.
  9. Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011 г.

 

Кристаллы на дне стакана

 Зима в стакане. Соль кристаллизуется. 

Кристаллики соли на затравке-ниточке

Вот такой мы вырастили кристалл!